?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Семейное образование

В моем недавнем посте упоминалось, что моя 9-летняя дочь учится по форме "семейное образование". Несколько человек интересовались тем, что это такое, с чем его едят и почему лично мы решили им воспользоваться.

Последний Закон об образовании признает много разных альтернативных форм образования. В том числе, "домашнее обучение" и "семейное образование". Между ними есть разница. Как я понимаю, она заключается в том, что при домашнем обучении ребенок сидит дома, а школа, в которой он учится-числится, обязана предоставить ему приходящих домой учителей. Понятное дело, происходит это за счет государственного/школьного бюджета, школы этого не любят, да и плюсов в такой форме почти нет - одни минусы. Семейное образование же заключается - вкратце - в том, что отвественность (и реальную, и материальную) за образование своих детей берут на себя родители. Ребенок по-прежнему числится в школе, но обучением его занимаются родители и/или любые приглашенные ими за собственный счет учителя (при большом старании можно, наверное, выбить какие-то государственные копейки). Уже испугались?



На практике это оказывается совсем не так страшно, как кажется. В Москве существует несколько Центров семейного образования, задача которых - помочь родителям в организации образовательного процесса. На самом деле, это вполне себе школозаменитель, место, в котором с детьми занимаются профессиональные учителя, в маленьких группках, которые устроены не столько по возрасту, сколько по уровню подготовки и направлению интересов детей. В группе, в которую ходит моя дочь, всего две девицы. В предыдущем классе в группе было пять человек. Начальные классы ходят в школу раз в неделю на три с небольшим часа. За это время с ними успевают проверить домашние задания (которые мы делаем сами), дать контрольные работы и объяснить новый материал. Если пересчитать, сколько "качественного" времени с учителем получает ребенок за этот раз в неделю (вычтя из "обычных" школьных часов все музыки, труды и физкультуры, да разделив то, что останется, на 30 человек в классе), то получится ничуть не меньше. В средней школе дети приходят в школу уже два-три раза в неделю. Начальные классы сдают все контрольные работы прямо в Центре. А начиная со средней школы, они ездят в школу, где сдают - как правило, лучше самих учеников школы - все необходимые экзамены.

Что дает такая система обучения? Плюсы.
1) Возможность гибкого составления программы под нужды конкретного ребенка. Не будучи связанным необходимостью "идти в ногу" со всем остальным классом, ребенок может изучать необходимые предметы в подходящем лично ему темпе. Вполне распространены случаи, когда, например, одаренный математически 8-летний ребенок проходит программу по алгебре за 7-й класс, геометрии за 6-й класс, а русский и чтение - за положенный ему 2-й класс. И наоборот, если что-то оказывается трудно или непонятно, то можно "притормозить" и разобраться со сложной темой. Таким образом, ребенок сохраняет интерес к процессу и предмету обучения, а "дыр" в знаниях получается гораздо меньше. Даже если ребенок продолжает учиться в том же темпе, что и положено ему по возрасту, качество усвоения предмета оказывается гораздо выше.

2) Наличие свободного времени, которое можно потратить на дополнительные внешкольные занятия. Это, я думаю, даже и объяснять не надо.

3) Возможность качественно обучать детей, которые - по медицинским показаниям - не могут посещать школу каждый день. В какой-то степени это наш случай.

4) Отсутствие негативных эмоций, связанных с посещением школы.

Что дает такая система обучения? Минусы.

1) Ответственность за обучение детей несут родители. Это значит, что родители реально выполняют львиную долю работы - организация времени ребенка, объяснения, занятия, помощь, контроль, общение, развлечения. Если у родителей нет времени, желания или терпения проводить такое количество времени со своими детьми - эта система образования не для них.

2) Недостаток общения со сверстниками. Это главная реальная проблема, с которой столкнулись мы. Как я понимаю, в какой-то момент с этим приходится иметь дело всем родителям (по крайней мере, детей, учащихся по такой форме обучения). Это значит лишь, что родители должны лучше продумывать организацию досуга своих детей, так, чтобы в любом возможном формате обеспечить им общение с детьми, желательно, в группах по интересам.

Распространенные возражения. (Из тех, что пришли мне в голову, пока я писала пост.)
Ребенок должен находиться в коллективе, познавать науку человеческих взаимоотношений, учиться преодолевать трудности и адаптироваться.

На это возражение не может быть единственного правильного ответа. Все зависит от того, как Вы и Ваш ребенок видят свое будущее, какова именно Ваша система ценностей, насколько Вы считаете, что этот опыт - зачастую весьма и весьма травматичный - является необходимостью для Вашего ребенка. В нормальной семье, где родители ответственно и продуманно относятся к воспитанию детей, ребенок все равно вырастет гармоничным и социально-адаптированным. В нашем случае, наученные горьким опытом посещения и государственных, и частных школ, мы решили, что лучше все-таки обойтись без травм.

Ребенок растет в тепличных условиях, привыкает быть центром Вселенной, оказывается избалованным.

Опять-таки - вопрос личной системы ценностей. Я считаю, что баловать детей - в разумных пределах!!! - можно и нужно. Когда они перестанут быть детьми, их уже никто никогда не будет баловать. Ребенок же, выросший в любви и заботе, будет более полноценным, психически-здоровым и социально-адаптированным взрослым.

Убедительная просьба. Точки зрения, высказанные в данном посте, являются исключительно моими личными точками зрения. Я готова отвечать на любые доброжелательно заданные вопросы и делиться опытом. Если же у Вас возникнет желание атаковать меня лично, мою систему ценностей, или объяснить мне всю степень моей непробиваемой неправоты, пожалуйста, воздержитесь от этого благородного порыва. Вопрос, обсуждаемый в данном треде, не прост, и на него возможны разные ответы. Возможно, что мой пост просто не для Вас.

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
imochka
Feb. 7th, 2005 10:17 am (UTC)
вопрос:
по окончании школы ребенку выдается аттестат, признаваемый всеми органами и вузами.
что имеет ребенок после семейного обучения?
amdeluxe
Feb. 7th, 2005 10:20 am (UTC)
Кстати, это единственный вопрос.
Имхо, плюсы тут перевешивают минусы.
(no subject) - what_and_why - Feb. 7th, 2005 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - ash_tree - Feb. 7th, 2005 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ash_tree - Feb. 7th, 2005 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ash_tree - Feb. 7th, 2005 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 10:38 am (UTC) - Expand
olga_ovodova
Feb. 7th, 2005 10:22 am (UTC)
Я не просила, но все равно спасибо.
Знаете ли вы людей, которые пробовали так, но потом вернулись в массовую школу?
what_and_why
Feb. 7th, 2005 10:36 am (UTC)
Можно вмешаться :-)? Я знаю. Одной знакомой девочке экстернат не подошел (она несколько лет училась экстерном, но ей не хватало общения и не хотелось ответственности, поэтому последние 2 года она училась в обычной школе). Все остальные примеры, которые я встречала (много!) - это либо переход в спецшколу (ради тех дополнительных знаний, которые ребенок не может приобрести по книгам), либо попытки поучиться в обычной школе и возвращение на экстернат (потому что он удобнее).
И знаю пару примеров, когда дети вообще никак и нигде не хотели учиться - ни в обычной школе, ни дома. Родители пытались что-то делать, но ничего не помогало. Эти дети так и не окончили школу - один из них стал столяром-краснодеревщиком, другой что-то продает, и довольно успешно :-).
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - muhazeze - Feb. 7th, 2005 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonechko - Feb. 7th, 2005 08:19 pm (UTC) - Expand
imacom
Feb. 7th, 2005 10:25 am (UTC)
немного офф
журнал maria_d освещает и освещал эту тему весьма поднобно и много раз,включая и тему документации(аттестатов) и все,что связано с поднятыми вами вопросами и другими вопросами домашнего обучения
успехов вам!
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 10:42 am (UTC)
Спасибо, да, что-то я у нее читала на эту тему.
Да и вообще я знакома с этой системой не первый год. Когда мы жили в Америке, таким же образом учился мой сын.
what_and_why
Feb. 7th, 2005 10:30 am (UTC)
:-) Приятно встретить единомышленника :-). В моей семье дети уже много лет так учатся. Правда, в СПб все это организовано не так удобно, как в Москве. У нас есть одна очень старая и хорошая школа ("Экстерн"), в которой можно либо ходить на консультации 2-3 раза в неделю (в любое время года - не обязательно с сентября), либо просто сдавать экстерном, без предварительных консультаций.
Аттестат этой школы признается государством так же, как и аттестаты других школ.
В любой момент дети могут уйти в любую другую школу - обычную или специализированную (мои дети иногда экспериментировали - ради интереса учились некоторое время в ежедневных школах).
Минусов я не вижу :-). А мои дети, при наличии выбора, считали, что учиться экстерном гораздо лучше, потому что экономится очень много времени. У них было по 9-10 свободных месяцев в году (кроме самых последних классов, которые требовали больше времени).
feruza
Feb. 7th, 2005 10:57 am (UTC)
Они, кстати, сразу так начали учиться?
(no subject) - what_and_why - Feb. 7th, 2005 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - lyulia - Feb. 16th, 2009 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - sonechko - Feb. 7th, 2005 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonechko - Feb. 8th, 2005 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Aug. 18th, 2005 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Aug. 18th, 2005 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - what_and_why - Aug. 18th, 2005 09:27 am (UTC) - Expand
nadine_n
Feb. 7th, 2005 11:21 am (UTC)
спасибо большое!!! А можно подробнее про Центр семейного образования? Кто это организовал и кто оплачивает? Родители? Государство? Хочется подобный центр в Киеве...
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 11:27 am (UTC)
Организовали Центр, в который ходит моя дочь, энтузиасты движения за семейное образование Игорь Моисеевич и Валентина Григорьевна Чапковские - мудрейшие и чудеснейшие люди, опытные родители серьезного количества детей (не помню точно сколько, но явно больше 5!). Своих детей они учили сами, и, наученные собственным опытом, решили помочь сделать это доступным для других желающих.

Про существование таких центров в Киеве я, к сожалению, ничего не знаю. Проверьте в своем законе об образовании, разрешает ли он такую систему обучения. Если да, то можно попробовать поспрашать в разных РОНО. Я думаю, что они могут что-то и знать. Успехов Вам!
(no subject) - nadine_n - Feb. 7th, 2005 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadine_n - Feb. 7th, 2005 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - amdeluxe - Feb. 7th, 2005 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - amdeluxe - Feb. 7th, 2005 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 11:51 am (UTC) - Expand
aurinkoinen
Feb. 7th, 2005 11:29 am (UTC)
спасибо за полезную информацию
есть над чем поразмыслить
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 11:32 am (UTC)
Рада, что Вам показалось интересным.
elendill
Feb. 7th, 2005 12:26 pm (UTC)
Интересно, что в Росси это уже признано, а в Израиле пока за это только борятся.
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 12:29 pm (UTC)
Да, это действительно и интересно, и удивительно.
Впрочем, в Америка тоже много лет пробивали эту систему, с большим скрипом пробили.
janemouse
Feb. 7th, 2005 12:32 pm (UTC)
спасибо. хорошо написано
моя сестра училась одно время у Чапковских, а знакомая там преподавала одно время...
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 12:35 pm (UTC)
Re: спасибо. хорошо написано
Спасибо Вам за комплимент. Тем более, что Вы еще и можете оценить, насколько написанное - правда. :)
(Deleted comment)
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 12:55 pm (UTC)
Да, Вы очень правильно все сказали. Я как-то об этом (т.е., о собственной ответственности за свои поступки) даже и не думаю. Ну, то есть думаю, конечно, но сказать забыла.

Про Центр Чапковского, конечно, спрашивайте! Я скажу, что смогу. Только давайте договоримся. Про оплату у меня, разумеется, нет точных сведений. Что-то я действительно слышала. Но бОльшая часть основана просто на моих наблюдениях о человеческих отношениях между Чапковскими и родителями. ;)
(Deleted comment)
Спрашивали - отвечаем - kuka_ra - Feb. 7th, 2005 02:08 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Спрашивали - отвечаем - kuka_ra - Feb. 8th, 2005 04:50 pm (UTC) - Expand
Re: Спрашивали - отвечаем - irka_sun - Feb. 22nd, 2007 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_ovodova - Feb. 7th, 2005 01:08 pm (UTC) - Expand
rogit
Feb. 7th, 2005 01:03 pm (UTC)
Спасибо Вам огромное! Очень интересно, я даже и не рассчитывала на такой подробный ответ! :)
Вопрос у меня возник следующий: для такого вида обучения нужны какие-то показания, рекомендации специалистов - или любой ребенок может просто взять и перейти на него?
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 01:05 pm (UTC)
Тут невозможно коротко сказать. :)
Нет, никаких показаний не нужно. Просто нужно хорошо представлять, зачем и почему это нужно Вашему ребенку и Вам. Закон об образовании разрешает это всем.
(no subject) - rogit - Feb. 7th, 2005 02:19 pm (UTC) - Expand
We did it! - rogit - Mar. 15th, 2005 08:14 am (UTC) - Expand
Re: We did it! - kuka_ra - Mar. 22nd, 2005 09:52 am (UTC) - Expand
Re: We did it! - rogit - Mar. 22nd, 2005 11:18 am (UTC) - Expand
Re: We did it! - kuka_ra - Mar. 22nd, 2005 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Oct. 5th, 2005 07:36 am (UTC) - Expand
muhazeze
Feb. 7th, 2005 01:45 pm (UTC)
Мой комментарий человека, пережившего семейное образование оказался таким большим, что пришлось его запостить в мой ЖЖ :))
Буду рада, если это окажется для Вас полезным :)
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 02:08 pm (UTC)
Спасибо!
vitandval
Feb. 7th, 2005 06:47 pm (UTC)
если не трудно, дайте ссылку на ваш пост в http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=ru_unschooling
там часто люди задают такие вопросы, будет интересно.
kuka_ra
Feb. 7th, 2005 06:58 pm (UTC)
Хорошо, сделаю.
Вот так. Нормально?
also_hybris
Feb. 8th, 2005 10:12 am (UTC)
горьким опытом посещения и государственных, и частных школ
А вот об этом нельзя ли поподробнее, ссылку или хотя бы тезисно?
Куда пойдёт мой ребёнок с седьмого класса, я уже знаю. А вот о граблях в школах хотелось бы представлять.
kuka_ra
Feb. 8th, 2005 10:43 am (UTC)
Нету ссылок, я об этом не писала.
Да старые проблемы все, только усугубленные. Учителям скучно учить, а детям скучно учиться. Ненавидят друг друга все - учителя детей, а дети - учителей. Родители пытаются как-то разруливать ситуации, но, зачастую, безрезультатно. Общая тревожность и агрессивность среди детей. "Жизнь в коллективе", которая очень часто выливается в то, что дети всем скопом гнобят одного или нескольких детей в классе. Подлизывающиеся к учителям - ради выживания своих детей - мамочки. Крайне негармонично составленная образовательная программа. Большая, но совершенно бесполезная нагрузка - много усилий и нервотрепки, но мало знаний. Плюс представление о том, что учеба нужна учителям и родителям, но никак не детям. Да и привычка все делать халтурно, "для галочки" потом изживается только многолетними усилиями, мне кажется.

Кстати, принципиальной разницы между государственными и частной (и весьма, надо сказать, "своей", "интеллигентской") школой мы не наблюдали. Болезни одни и те же, как нам показалось.

То, что я перечислила, не есть исчерпывающий список. Более того, я не пытаюсь претендовать на объективность. Это лишь те моменты, которые мне вспомнились, пока я писала комментарий.
mari_marian
Jan. 4th, 2006 03:01 pm (UTC)
"В Москве существует несколько Центров семейного образования, задача которых - помочь родителям в организации образовательного процесса."

Расскажите, пожалуйста. Явки, пароли.
Я верно поняла, что вы учитесь в центре Чапковского? Где он расположен территориально?
По разным обрывочным сведениям, которые я почерпнула из интернета, я поняла, что попасть туда не так просто?
Верно я поняла, что в Москве есть и равнозначные аналогичные места?
Особенно платные интересуют. Не очень верю, что кто-то станет возиться бесплатно.
kuka_ra
Jan. 4th, 2006 04:05 pm (UTC)
Да, моя дочь учится именно у Чапковского. Находится Центр на Новочеремушкинской улице, рядом с кинотеатром "Тбилиси". Я не уверена, что могу дать Вам их координаты, к сожалению - в прошлый раз мне за такое настучали по башке. :)) Не обижайтесь, пожалуйста, просто они очень перегружены.

Я не знаю, есть ли в Москве аналогичные места. И да, это не бесплатно, хотя и не очень дорого - в нашем центре очень гибкая система оплаты, в зависимости от семейного дохода.
(no subject) - mari_marian - Jan. 4th, 2006 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Jan. 4th, 2006 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Jan. 4th, 2006 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ant_smile - Jan. 24th, 2006 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Jan. 24th, 2006 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ant_smile - Jan. 24th, 2006 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kuka_ra - Jan. 24th, 2006 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ant_smile - Jan. 24th, 2006 05:19 pm (UTC) - Expand
dolphin111
Nov. 5th, 2006 06:34 pm (UTC)
Приветствую! Скажи пожалуйста, как ты относишься к системам обучения М. Монтессори и Рудольфа Штайнера "Вальдорфская педагогика"? Если тебе известны данные школы?
kuka_ra
Nov. 5th, 2006 06:59 pm (UTC)
Да, они мне, конечно же, известны - но не на собственной шкуре. Среди моих друзей, дети которых учатся в таких школах, существуют разные мнения. Кому-то они подходят, а кому-то - нет, как и любая другая идея. С Монтессори я знакома в меньшей степени, чем с Вальдорфом. Как идеи они мне обе нравятся. Но я все же предпочитаю рулить сама. :)
(no subject) - dolphin111 - Nov. 6th, 2006 08:36 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 81 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Golly Kim