?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уроки труда в школе

У меня есть три вопроса к участникам сообщества. Тех, кто захочет оставить свои ответы, я прошу предварительно посмотреть те комментарии, которые размещены в конце этого поста.

1. Пожалуйста, вспомните время своей учебы в школе и скажите, насколько те уроки труда, которые посещали Вы в те времена, пригодились Вам в Вашей жизни (как профессиональной, так и в бытовой). При этом интересно было бы понять, если говорить об элементарных бытовых вещах (кулинария, шитьё у девочек, пиление, строгание и т.п. у мальчиков), кому Вы считаете себя в бОльшей степени обязанными тем навыкам, которые Вы получили к моменту своего взросления: школьным урокам или родителям?
2. Можете ли Вы сказать, насколько полезными (с Вашей точки зрения) оказываются уроки труда для Ваших детей в современной школе. Приобреталю ли Ваши дети в школе какие-то навыки, которые им облегчают их ТЕПЕРЕШНЮЮ жизнь в Вашей семье?
3. Если Вы считаете разумным такой подход к проведению уроков труда, при котором дети на них приобретают РЕАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, которые пригодятся им после того, как они начнут самостоятельную жизнь в своей новой молодой семье (впрочем, и раньше тоже, пока они ещё живут "под Вашим крылом"), поделитесь, пожалуйста, Вашими знаниями о тех школах, где этот опыт, по Вашим ощущениям, реально внедрен в практику.

А теперь - несколько моих собственных комментариев.
Я хочу объяснить, откуда "растут ноги". Дело в том, что я работаю в издательской фирме, которая выпускает продукцию, направленную на школьных администраторов. И вместе со мной работают люди, которые были (или являются до сих пор) директорами или завучами школ. Вчера довольно случайно у нас зашел разговор на эту тему, и я, как молодой отец и как активный участник всякого рода акций, выпадающих на долю родительских комитетов, задал своим коллегам вопрос о том, насколько в тех школах, в которых они работают, обучение детей труду приближено к реальной практике. У нас получился довольно интересный и содержательный разговор. Я со своей стороны в первую очередь интересовался тем, учат ли мальчиков работать с дрелью, пилить-строгать-точить, класть плитку, клеить обои и т.п. Кроме того, меня интересовал вопрос, сопряжены ли каким-то образом уроки труда в их школах с решением каких-то хозяйственных проблем, возникающих в школе и требующих каких-то ремонтных действий. Т.е., например, если какой-то класс нуждается в ремонте, то используют ли эту ситуацию для того, чтобы продемонстрировать детям на практике те технологии, которые используются при ремонте помещений, быть может, и давая им при этом ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ. Ведь при этом убиваются два зайца: и дети чему-то обучаются, и школа экономит средства на ремонт, решая часть проблем за счет своих внутренних резервов. Или вдруг в каком-нибудь туалете мальчики раздолбали раковину или унитаз (такое, например, произошло в школе, где учатся мои девочки), и тогда на уроке труда можно какому-нибудь классу продемонстрировать, как производить установку новой раковины, как подключать сантехнику и т.п. Это и ответственность развивает, и более бережное отношение к тому, что есть в школе. И вообще школа тогда постепенно превращается во второй дом..
Главными недостатками такого подхода, о котором мне сразу же сказали мои коллеги, являются две вещи (на самом деле взаимосвязанные). Первая заключается в отношении к подобным мероприятиям родителей. Негативном отношении. Поскольку многие родители посчитают, что их детей просто используют. И в данном случае я понимаю, что всякого рода переноска тяжестей, уборка помещений и прочие подобные работы действительно могут многих родителей напрячь, в особенности когда их ребенок пашет, а его сосед по парте этого делать не хочет. Но, я надеюсь, Вы поняли, что это - другая ситуация.. Вторая проблема заключается в том, что сейчас администрация школы должна быть крайне осторожной в подобного рода ситуациях. Они обязаны в случае проведения такого нестандартного мероприятия, как, например, участие детей какого-то класса ну, скажем, в покраске стен, провести кучу инструктажей, получить согласие родителей в письменном виде и предпринять ещё массу других бумагомарательных шагов. И это настолько сложно, что нанять маляра гораздо дешевле.
Наш вчерашний разговор настолько засел в мою голову, что в результате этот пост и сформулировался. И теперь, если честно, я хотел бы, получив некоторую критическую массу Ваших комментариев, сформулировать некоторые параллельные вопросы в сообщество ЖЖ direktor_shkoly где иногда "пасутся" действующие администраторы образования, чтобы выяснить, с преодолением каких трудностей сопряжен такой "крен" в преподавании труда.

Кстати, я совершенно точно знаю, что в менее формализированных школах, в сельских районах, всё, о чем я написал, часто является естественным и привычным. И более того, иногда такое совместное школо-домоводство оказывается условием выживания школы при том уровне финансирования, которое она имеет. И отношения там между учениками и учителями более искренние..

Заранее спасибо всем, кто откликнется!

Comments

( 137 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
t_agatha
Mar. 13th, 2009 06:31 am (UTC)
Как у нас сейчас - не могу сказать - дочь в первом классе, у них уроки труда это баловство пока одно - клеят, режут... Я когда училась в городской школе - мальчикам реально было, простите, нехер делать, потому что те табуретки что они делали были кособокие и без слез на них смотреть было не возможно. Девочек учили шить пресловутые фартушки и юбки. И сырники жарить. Как по мне - лучше бы просто учили готовить, ну на крайняк пуговицу пришить потом каждый сможет - а если у меня не лежит душа к шитью - так я как не шила эти юбки так и не буду шить. А в сельской школе (училась год) - вот там действительно было более приближено к реальности. Там и мастерские были большие, в мастерских станки - металлообрабатывающие, деревообрабатывающие, пацанов там многому учили. готовили к трудовым, так сказать будням. А девчата - готовили в это время что нибудь, пацанов кормили потом. Потом нас чуть-чуть вязать учили - тоже важно для данной местности :) а не - так весной бордюры вокруг школы белить, клумбы поливать, окна-двери красить - вперед! и никто даже не думал возмутиться.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 06:34 am (UTC)
Спасибо Вам за подробный рассказ. Ну да, всё примерно понятно.. Я, кстати, тоже пока по поводу своих девочек не могу сказать определенно, что то, чему их успели в школе научить, они как-то используют. Разве что с готовкой отдельных блюд иногда чем-то радуют.
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 22nd, 2009 12:45 pm (UTC) - Expand
myworld
Mar. 13th, 2009 06:32 am (UTC)
как раз недавно на эту тему говорили с друзьями.

наш сын еще маленький (4 г), поэтому расскажем на своем опыте
Меня учили на швею.
если бы до этого бабушка меня с 5 лет не учила дома, я бы не научилась 100%. Девочки, которые не имели домашнего опыта, очень мучались, толку ноль, никто не шьет. Я и другие, что умел до занятий, как шили, так и шьют. Почему? потому что шили то, что не модно, не нужно, неинтересно. Машинки были подольские, больше ломались, чем шили.
Очень жаль, что не учили кулинарии (дома перенимала опыт тоже).
Зато научили зачищать провода и паять

Мальчики были токарями. Никому ни разу в жизни не пригодилась

Лично мое мнение - труд обязательно нужен. Но именно такой, который будет иметь прикладное значение.
Обязательно надо учить девочек держать иголку (и швейную машинку) в руках . Обязательно кулинарии. Как вести дом! Простые советы, как убираться, ухаживать за комнатными и другими растениями.
Про мальчиков то же самое - чтобы умели вбить гвоздь, пилить-строгать, делать те дела, которые всегда пригодятся им, когда у них будет свой дом - не вызывать же по каждой проблеме "мужа на час":-)

Если все эти умения будут не на надуманном материале, а иметь конкретный смысл, реальная помощь школе - только такое пригодится в жизни. Все "высосанное из пальца" - дети очень чутко чувствуют и игнорируют.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 06:36 am (UTC)
Ну да. Я именно это же и ощущаю, поэтому я и сподвигся на этот пост. Может быть, из нашего разговора вылезет что-нибудь интересное.. Хотелось бы! Слишком школа сейчас искусственна и забита всякими инструкциями. Сверху давят очень серьезно, причем непонятно, ради чего..

Спасибо Вам!
gardi
Mar. 13th, 2009 06:42 am (UTC)
Из своего детства, да и по дочке видно - что школа становится не вторым домом, а первым.
В школе она вся из себя хорошая и обязательная, а чтобы в своей комнате прибраться - не допросишься.
Мы, кстати сказать, в школе убирались. Класс делился на бригады и за бригадой закрепляли на неделю уборку класса, а бригада уже распределяла, кто и когда это делать будет. Не скажу, чтобы это было плохо.
Шила я себе на трудах и несколькими годами позже, но получалось всё настолько смешным, что я забросила это занятие. А готовили и вовсе скорее приколы, чем насущное - к примеру, бутерброды с яйцом и эклеры. Суп варить меня в мои 17 лет бабушка научила. А остальное - позже, сама, по книгам.
У моей дочки сейчас помимо труда есть отдельный кружок кулинарии. Они пищат от восторга, хотя готовят тоже что-то скорее забавное, чем насущное.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 06:45 am (UTC)
Спасибо за ответ. Да, вполне знакомая и понятная картина. Типичная, я бы сказал. По моим воспоминаниям, у девочек в школе, где я учился, уроки труда тоже были довольно бестолковыми. А мне лично повезло с учителем, что-то я однозначно с тех уроков вынес ПРАКТИЧЕСКИ полезного.
horn_blende
Mar. 13th, 2009 06:55 am (UTC)
1. шить, вязать, готовить. только школа - родители на кухню близко не подпускали, не шили и не вязали. очень хорошие были уроки. а потом было еще УПК - вообще прекрасно: шить профессионально, печатать вслепую
antoshkin
Mar. 13th, 2009 07:01 am (UTC)
Но кроме шития, вязания и готовки (а потом - машинописи) - ничего не было, ведь правда? Но ведь бытовые проблемы, которые приходится решать женщинам (особенно после того, как они становятся молодыми мамами) в реальной самостоятельной жизни, часто выходят за эти рамки, и некоторую часть этих "зарамочных" активностей можно было бы тоже как-то в школе преподать..
Хотя, конечно, Вам явно повезло со школой, и это замечательно!
(no subject) - horn_blende - Mar. 13th, 2009 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - janemouse - Mar. 13th, 2009 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - gerraa - Mar. 13th, 2009 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - galka_ost - Mar. 13th, 2009 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - horn_blende - Mar. 13th, 2009 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - katya_aerova - Mar. 13th, 2009 09:27 am (UTC) - Expand
gerraa
Mar. 13th, 2009 07:02 am (UTC)
В школе (заканчивала в 1988 году) ненавидела бессмысленные, тупые и неинтересные уроки труда. Но где-то в конечных классах появилось УПК. У девчонок были специальности: машинистка (самая престижная), повар-кулинар (вторая по востребованности), швея-мотористка. Я была поваром, и нам повезло с преподом - при том, что меня до этого неплохо научила готовить мама, там я узнала массу интересных вещей, которые потом успешно применяла в жизни.
У дочери (3-й класс) уроки труда пока полная фигня - аппликации, зернышки... Не знаю, что будет дальше - в разных школах по-разному, а с 5-го класса мы будем менять школу, но хотелось бы, чтобы вместо уроков труда были доп.занятия по работе с прикладными комп.программами (не уровня офиса - это я и сама научу, а с дизайнерскими, верстальными, аудиопрогами, интернет-ресурсами), или занятия по быстрой печати на компе, или вообще по желанию - что-либо делать руками: хошь - вяжи, хошь - шей, хошь - компьютеризируйся, но в рамках своего курса ты получаешь зачет по труду.
Давайте смотреть здраво на вещи: мало кто сейчас шьет - можно купить неплохую одежду, готовить я и сама дочь научу (а тем, кто совсем к этому не расположен - разовые уроки труда не помогут), вбить гвоздь - ну смешно: меня никто не учил держать в руках дрель, болгарку, делать стеллажи и ремонт, но я прекрасно сама со всем разобралась, когда надо стало. Лучше потратить эти уроки труда на то, чтобы научить детей зарабатывать денежку или облегчить себе жизнь с помощью общенеобходимых навыков.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 07:08 am (UTC)
То, о чем Вы говорите, называется профильным обучением. Да, без сомнения, заложить основы будущей профессии в школе важно (и нужно!). Но речь о другом. О том, как облегчить семейную жизнь будущих мужей и жен, чтобы они не испытывали внутренних терзаний при возникновении элементарных бытовых проблем, которые во время их жизни в родной семье как-то незаметно решали их родители или нанятые ими специалисты. Конечно, получив хорошую профессию, можно для этого нанять домработницу или умелого гастарбайтера. Но..
Т.е. мне кажется, что это - параллельные вещи. Скорее можно сказать, что то, на что я сделал акцент, правильнее было бы назвать Домоводством. Вот правильное слово.

Спасибо Вам за комментарий!
(no subject) - gerraa - Mar. 13th, 2009 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 13th, 2009 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 13th, 2009 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 13th, 2009 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 13th, 2009 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 13th, 2009 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 14th, 2009 10:29 am (UTC) - Expand
leshika
Mar. 13th, 2009 07:21 am (UTC)
В школе много всего хорошего как раз было. Именно в школе научили провода между собой соединять и устройство розеток-патронов показали... А вот как раз шить, вязать и готовить дома научили. Хотя готовили на уроках что-то непонятное.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 07:23 am (UTC)
А провода между собой соединять и устройства розеток-патронов показывали всему классу? Или именно (и только!) девочкам? Интересно :)
Своеобразный опыт, спасибо!
(no subject) - gerraa - Mar. 13th, 2009 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - rain251 - Mar. 13th, 2009 07:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - leshika - Mar. 13th, 2009 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 08:03 am (UTC) - Expand
rain251
Mar. 13th, 2009 07:38 am (UTC)
1. вполне пригодились. уроки труда у нас были многоплановые, от выпиливания палок для флажков младшим классам и выгибания головоломок из проволоки для них же до работы на токарных станках (по дереву - скалки всякие для дома и т.п.); сапожное дело - чинили реальную обувь, всех родных-знакомых замучили с требования найти к уроку "что-нибудь починить"; переплетчики, ну тут только основы успели, но все-равно хорошо; электротехника - от начала и до слесарь КИПиА 2 разряда.
у девочек было кислее - традиционно учили шить фартуки и бюстгалтеры(!), жарить какие-то страшные вещи и крошить тупыми ножами салат. девочки труды не любили...

ps^ как все сложно стало.. раньше ведро с краской дали, кисточку и вместо физры - красить забор, вместо ботаники - копать цветник или убирать листья, а уж "уборка помещений" - дежурство по классу была неотъемлемой часть школы.. все знали с какой стороны к лопате подойти и какой стороной кисти красить.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 07:46 am (UTC)
О, спасибо за первый мужской комментарий :)
Да, у нас было тоже довольно много разных видов трудовой деятельности, и у нас тоже было интереснее, чем у девочек. Были головоломки, токарные станки. А вот сапожных дел не было и в помине (а жаль!)

Сложно стало, да. И дети стали более рафинированными, и родители научились защищать своих чад от "непосильного труда, изматывающего их бедного ребенка". Догадываюсь, как такие родители относились к уборке школьной территории во времена своей учебы..
janemouse
Mar. 13th, 2009 07:40 am (UTC)
мои уроки труда оставили тягостные воспоминания.
я немного умела шить, меня мама учила, но на школьных уроках нас учили делать красивые альбомы с образцами тканей, и чтоб были и лён, и хлопок, и капрон, и чтоб всё это красивым почерком подписано было...
Потом все чертили выкройку юбки, и это черчение и расчёты были ужасно нудными.
а потом все, у кого мамы хоть что-то понимали в шитье, забросили эти чертежи - и сшили по юбке - солнышко, или 4-клинку, а не тот ужас, что мы чертили.

потом полагалось шить изделие с рукавами, и я себе сшила походную брезентовую штормовку, долго потом в ней в лес ходила.
а подруга строчила рюкзак с карманами, и утверждала, что лямки сшить не проще, чем сделать рукава, но учительница ворчала.

ещё нас в выпускном, что ли, классе. учили печатать слепым методом на печатной машинке.
некоторые даже научились (а я до сих пор двумя пальцами тыкаю :?)

сейчас у детей есть уроки труда - они там делают всякие поделки - аппликации, оригами, открытки, вышивка.
Я вела в прошлом году кружок "умелые руки", и обнаружила, что многие дети 8-9 лет не умеют вдевать нитку в иголку, и не способны завязать узелок на ниточке, им трудно понять схему бисеро-плетения, или другую схему.

Пожалуй, я бы считала, что полезно для реальной жизни научить детей (хотя бы девочек)
держать в руках иголку, вдевать нитку, сшивать элементы (скажем, сделать мешочек со вздёржкой)
завязывать разные узлы,
шить простые вещи,
мб вязать крючком
понимать схемы бус, бисера и тп
иметь представление о том, что такое выкройка и зачем она нужна

При этом элементы ремонта мне лично не нравятся на уроках труда - у моих детей аллергия на краску, так что я бы не хотела, чтоб они этим занимались...
antoshkin
Mar. 13th, 2009 07:51 am (UTC)
Спасибо за подробный комментарий!
То, о чем Вы написали в конце - одна из реальных проблем. И в данном случае это является лишним доказательством того, что в такого рода уроках домоводства должно происходить какое-то правильное разделение класса при изучении каждого отдельно взятого навыка. Без сомнения, если учитель труда разбирается в САНПИНах, если с родителями на родительских собраниях заранее обсуждают программу трудового воспитания, составляя списки детей с противопоказаниями к каким-то определенным занятиям, то проблема, о которой Вы написали, могла бы решиться мягко и безболезненно (как для школы, так и для ребенка и его семьи). Но это - некоторая идеальная схема, я понимаю.
vicca_7000
Mar. 13th, 2009 08:00 am (UTC)
1. уроки труда в школе пригодились мне на 100% в жизни (не в профессиональном смысле - я инженер, а в быту). Научили готовить и шить. Еще я хотела освоить программу, которая была у мальчиков - потому что выполнила досрочно всю программу по шитью для девочек в 8 классе, но мне не разрешили. Мы готовили еду, которую сами потом съедали, и шили вещи, которые потом носили (лично я - носила, и это были реально приличные вещи, которые было не стыдно надеть; к окончанию школы я себе сшила платья на выпускной вечер и на вручение аттестатов, плащ и полупальто - никаких дополнительных курсов по шитью я не посещала, кроме школьных уроков.
2. по опыту старших детей, которые в этом году школу заканчивают, я вижу, что в их школе уроки труда оставляют желать лучшего. они занимались рисованием узоров и аппликацией (это уже в средней школе!), вышиванием - и все. готовить их не учили вообще! шить - не учили! и это меня очень огорчает. конечно, я их сама учила всему этому, не вопрос - но тогда зачем вообще уроки труда в учебном плане, если ничему полезному там не учат?

про конкретно Ваш вопрос. Я ЗА, если моих детей учат готовить. Но я ПРОТИВ, чтобы мои дети готовили в школьной столовой на всех. Я ЗА то, чтобы их учили шить - на себя, свою младшую сестру или на куклу (когда мы учились, то те дети, у кого не было средств на покупку ткани, шили на куклу - снимали мерки с куклы), но я ПРОТИВ того, чтобы их привлекали с шитью штор для школы, например. Точно так же для мальчиков - я бы была рада, чтобы учили что-то делать практически (например, табуретку для дома), но категорически против того, чтобы решали вопросы ремонта школьной мебели с помощью моего ребенка (который эту мебель не ломал). То есть - я за обучение детей, но не за решение проблем школы за счет детей. Потому что мои дети пришли учиться, а не решать проблемы школы.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 08:09 am (UTC)
Спасибо Вам и за подробные ответы на первые два вопроса, и за вполне мне понятный и обоснованный ответ по последнему. Я понимаю, о чем Вы говорите, но, мне кажется, здесь опять-таки можно подойти к описанным Вами ситуациям более мягко. Конечно, несерьезно говорить о том, чтобы заставлять девочек готовить завтраки. Но девочек можно привести на экскурсию в школьную столовую, чтобы они посмотрели отдельные этапы приготовления блюд. Можно провести какой-то ОДИН ДЕНЬ, когда девочки что-то готовят и угощают едой мальчиков, которые, в свою очередь, к этому дню сделали какие-нибудь хлебницы или подставки под чайники или лавки и т.п.
Опять-таки - о ремонте. Да, мой ребенок не ломал какую-то вещь. Но если учитель труда принесет в класс дверь с вывороченным из неё замком и покажет НА ЭТОМ ПРИМЕРЕ, как врезать новый замок в дверь, то что в этом плохого?
Согласны?
(no subject) - vicca_7000 - Mar. 13th, 2009 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - vicca_7000 - Mar. 13th, 2009 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 16th, 2009 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 16th, 2009 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 16th, 2009 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 16th, 2009 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 16th, 2009 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 16th, 2009 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 16th, 2009 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 16th, 2009 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 16th, 2009 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 16th, 2009 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 16th, 2009 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 16th, 2009 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Mar. 16th, 2009 09:34 am (UTC) - Expand
goguin
Mar. 13th, 2009 08:03 am (UTC)
Я училась в савецкое время, и у нас четко все было разделено. Мы шили трусы, фартуки и готовили какую-то фигню. Почти все девчонки завидовали мальчишкам, которые делали кривые табуретки - но настоящих станках. У них на занятиях летала стружка и пахло деревом. Нам тоже хотелось. Но было низзя.
А по поводу Вашей идеи практических уроков.
Я как родитель только за. Всегда приятнее видеть конкретные результаты своего труда, чем заниматься чем-то абстрактным. мне кажется, это только может повысить самооценку у ребенка. И ничего плохого в подобной "эксплуатации" детей не вижу. Ну это мое личное, конечно, мнение.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 08:10 am (UTC)
Спасибо! Ваше мнение практически совпадает с моим. Собственно, отсюда и этот пост :)
(no subject) - goguin - Mar. 13th, 2009 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - goguin - Mar. 13th, 2009 08:23 am (UTC) - Expand
galka_ost
Mar. 13th, 2009 08:13 am (UTC)
Я училась достаточно давно. Школу закончила в 80ом году. У нас девочек учили шить. Делать выкройки. Рисовать и разрабатывать модели. Был специальный класс со швейными машинами. В юбке, блузке и платье, что мы шили, я даже ходила. У нас был очень неплохой преподаватель труда. Но, т.к. я вообще не предрасположена к домашнему хозяйству, то на шитье после школы забила откровенно. Но, до сих я умею разработать модель и объяснить в том же ателье, что я хочу получить в итоге.
Готовкой заниматься в школе нереально по ТБ. Мне кажется, что вот всякому мелкому ремонту одежды и украшательству надо учить. Что-то типа, вышивка бисером, пайетками, бисероплетение, батик. Хотя бы начальные азы.
У мальчиков была мастерская, в которой они учились строгать, выжигать.
antoshkin
Mar. 16th, 2009 07:41 am (UTC)
Да, понятно, что школа ограничена в средствах, и поэтому оборудование полноценных рабочих мест для того, чтобы дети могли САМИ ПОПРОБОВАТЬ что-то сделать, не во всех школах реально. Конечно, выбор обычно падает в сторону освоения технологий, которые не требуют ничего, кроме стола и кучки тряпочек-бумажек-и-тому-подобного.
Я, кстати, подумал вдруг, что очень интересными стали бы уроки труда, если бы они проводились в том же формате, как программа "Очумелые ручки". Видели же, наверное? А в старших классах а-ля "Уроки ремонта" и т.п.
katya_aerova
Mar. 13th, 2009 08:24 am (UTC)
1. Считаю что хорошо что нас на труде (а также дома родители) учили шить и готовить, что-то из этого помню и при необходимости сделаю, но в реальной жизни сейчас мне всё это не пригождается, может когда выйду на пенсию... Очень хочу научить свою дочь по крайней мере шить, но заниматься этим совершенно некогда. Хоть бы на труде её этому поучили. Вот что нас (девочек) на труде гвозди забивать не учили это очень плохо, это нужнее чем шить и готовить. Одежду можно и в магазине купить, а полку дома повесить когда стены крошатся это проблема. А также красить и т.п.
2. Сейчас дочь в 1-м классе и у них на труде идёт развитие мелкой моторики, считаю что это полезно. Будет ли шитьё и готовка в более старших классах - ещё не знаю.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 08:33 am (UTC)
Спасибо! Желаю Вам, чтобы в школе, где учится Ваша дочка, к этим урокам было неформальное отношение. Как со стороны учителей, так и детей.
vorona24
Mar. 13th, 2009 08:41 am (UTC)
Уроки труда мне очень нравились, и все вещи, что я сшила там я изнашивала: фартук (яркий. отделанный тесьмой), ночная рубашка (с оборкой и квадратным вырезом), юбка (джинсовая многоклинка), платье летнее "в огурцах" (единственно, что я не успела дошить в школе, но сейчас нашла моя дочь и мечтает доделать, потому что платье было клёвое и тогда. а сейчас полнейший потрясающий винтаж). Кстати, я бы и не узнала никогда про продольные нити и нити уткА, если б не уроки труда. Альбомы с образцами тканей были нашей особенной гордостью, кусочками ткани мы обменивались, помогая друг другу. Готовить нас тоже научили: дома мама и бабушка как-то довольно долго не пытались меня поставить к плите (не считая завтраков. которые мы с братом класса с первого делали сами). А в школе чего мы только ни варили, а потом еще и мальчишек угощали этим. Помню точно, что мальчиков учили разбираться во всяких электрических розетках, а еще они делали кукольные домики из картона, а внутрь вешали люстру из крышечки от тюбика зубной пасты и вкручивали какую-то микроскопическую лампочку - это самое яркое воспоминание из мальчишеского труда моего детства).
Марусенция (моя дочь), пока училась в простой школе, с удовольствием ходила на уроки труда. училась там шить на швейной машинке, и теперь для неё не является проблемой ни джинсы подшить (не идёт она для этого в ателье), ни зашить что-то. Потом дети перешли в платную школу, где уроков труда и рисования просто не было, о чём я жалею.
А теперь опять Ваня (сын) вернулся в школу в наш район (просто, рабочий район) и опять у него есть труд. В прошлом году не было учителя труда - мужчины, поэтому они занимались какой-то ерундой (клеили коробки), а вот в этом - появился. И теперь я завалена изделиями деревообрабатывающей промышленности: скалкой, мялкой, мини-граблями (для сада-огорода). Ваня стал более самостоятельным в домашних проблемах: на днях надо было повесить полочку, сомневался минуту: взял дрель, нашёл эти (не мог вспомнить название дюбелей), и повесил прекрасно. Я могла с ним поделиться только теоретическими знаниями, но чувствовалась уверенность в ваньке. И это я могу связать только с наличием хорошего трудовика в школе.
Уроки труда нужны. я даже в этом не сомневаюсь.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 09:03 am (UTC)
Спасибо, Катя! Ване и Мане - приветы! А Нельсону - особый привет от его бывших сокамерников :))
tanushok
Mar. 13th, 2009 09:17 am (UTC)
1. ничему не научили. было шитьё (у меня душа к нему не лежит категорически), вышивка (я это умела с 5 лет и любила и вышивала и вышиваю), готовка (я закончила 11 класс в 1997, то есть, труды у меня были в 91-94 - принести продукты из дома было почти не реально. Готовили кашу, суп из ничего, блины и яичницу, жареную или вареную картошку то, что уже давно готовили дома большинство девочек, которые приходили домой после школы и готовили или себе поесть или ужин родителям, которые вернутся с работы. Продуктов на что-то более-менее интересное просто не было. И учителя это понимали. Поэтому, часто интересные рецепты просто записывались с пояснениями что к чему и как.
А вот у мальчиков было немного веселее. Был у них токарный станок. Они вырезали во все классы резные указки, и на каждый кабинет сделали резные дощечки с указанием класса или предмета. А ещё ложки деревянные и дощечки для нарезки они делали.
antoshkin
Mar. 13th, 2009 09:38 am (UTC)
Спасибо, понятно. Получился у Вас, значит, некий среднестатистический вариант, приправленный кризисом 90-х..
(no subject) - tanushok - Mar. 13th, 2009 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - tanushok - Mar. 13th, 2009 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 11:04 am (UTC) - Expand
maria_tuzhilina
Mar. 13th, 2009 09:18 am (UTC)
Я в начальной школе получила практические навыки пришивания пуговиц, штопки, вышивания, которыми активно и с удовольствием пользуюсь. В средней - и шила, и готовила с трудом (книжная, не практическая девочка), но для меня это было важным этапом, в том числе в плане преодоления трудностей и себя. Шью так себе, но могу если надо, это благо. Вязать учили дома.
Дети учатся в вальдорфской школе - соответственно, по программе должны много уметь и это умеют. Вяжут, шьют, вышивают, пилят, приколачивают, сеют, строят - всем классом, и мальчики, и девочки. Все доводится до качества и используется по назначению (шапку и жилетку сын связал и носит, домик на ремесле пилили-строгали - на Рождество подарили вертеп первоклассникам, в конце третьего класса на строительную практику ездили в деревню настоящий дом помогали строить). Кулинарии нет, только дежурства во всяких походах. Старших гоняют по хозяйству в школе, но это неизвестно - в программе класса или по дружбе и в счет скидки за обучение, в любом случае умение и опыт будут...
antoshkin
Mar. 13th, 2009 09:40 am (UTC)
Вот ведь здорово! Это ж - фактически реализация мечты?! А у Вашей школы сайт есть? Интересно, насколько эта технология воспитания приложима к обыкновенной школе.. Может ли среднестатистическая школа воспользоваться хотя бы частью положительного опыта Вальдорфской школы, или же это невозможно в силу того, что сие возможно только при условии, что среднестатистическая школа ЦЕЛИКОМ должна для этого поменяться? Вопрос риторический..
(no subject) - maria_tuzhilina - Mar. 13th, 2009 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - antoshkin - Mar. 13th, 2009 10:35 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 137 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Golly Kim